В правительстве отрицают данные о снижении доходов россиян по итогам самоизоляции

Rangizzz / DepositPhotos

Минэкономразвития отрицает данные СМИ о снижении доходов россиян. Как сообщается на сайте министерства, по данным Росстата в I квартале 2020 года номинальные доходы населения выросли на 3,3%. Средняя номинальная начисленная заработная плата в апреле составила 49,3 тысячи рублей.

Ведомство также заявил о повышении потребительского спроса. “Одним из основных индикаторов доходов населения является потребительский спрос, который с мая, по данным ФНС и ЦБ, показывает рост. Так, во второй половине июня потребительский спрос превысил уровень марта – 114,4 млрд рублей в период с 16-30 июня против 108 млрд”, – сообщается в пресс-релизе.

Также пресс-служба Минэкономразвития указало на меры правительства по сохранению доходов граждан в условиях пандемии – выплаты на детей, повышение пособия по безработице, программы поддержки занятости, а также на то, что выплаты пособий на детей от 3 до 7 лет были предоставлены на месяц раньше обычного.

По данным The Bell, опровержение Минэкономразвития по публикации РБК от 7 июля. Ссылаясь на исследования компании “Росгосстрах Жизнь”, журналисты сообщили, что примерно 45% россиян живут на менее чем 15 тысяч рублей в месяц, а падение дохода во время пандемии заявил каждый пятый опрошенный. За время пандемии доля россиян со среднемесячным доходом ниже 15 тыс. руб. выросла с 38,1% до 44,6%, одновременно выросла и доля крайне бедного населения, живущего на доход менее 5 тыс. рублей.

О том, что пандемия не повлияла на уровень их дохода и дохода членов семьи, сообщили 50,3% респондентов. 19,7% отмечают значительное сокращение среднемесячного дохода с марта, когда, например, один из членов семьи потерял заработок. Еще 16,5% рассказали о снижении дохода одного или нескольких членов их семьи, а каждый десятый потерял заработок полностью.

Около 42% опрошенных сообщили, что их бытовые расходы во время пандемии никак не изменились. 37,3% респондентов указали на рост расходов на продукты питания, медицинские маски и антисептики. Еще 4,1% сообщили, что их расходы возросли из-за поездок на такси, которые стали их основным средством передвижения в период самоизоляции.

14,6% опрошенных стали тратить меньше, а 32,4% респондентов вынуждены были отказаться от расходов на “мелкие удовольствия” в условиях кризиса. 43,8% опрошенных не столкнулись с вынужденным отказом от расходов на себя, поскольку не могли себе это позволить и до кризиса в силу невысоких доходов.

Бодрые заявления чиновников диссонируют с другими опросами: по их данным, россияне уже свыклись с тем, что негативное влияние пандемии на экономику страны будет долгосрочным, поэтому начали оптимизировать свои расходы. При этом около 17% россиян уверены, что им никогда не удастся вернуться к прежним объемам расходов на питание, 16% на это понадобится больше года, а 32% – несколько месяцев.

Что касается расходов на одежду и обувь, то после снятия всех ограничений по самоизоляции 22% опрошенных готовы возобновить их через несколько недель, 36% – через несколько месяцев, 23% – только через год. А 19% россиян никогда не смогут позволить себе докарантинные расходы на одежду и обувь.

Сложнее обстоит дело с расходами на туризм и рестораны: через несколько недель после снятия всех ограничений свои расходы на рестораны готовы вернуть на прежний уровень только 15%, а на путешествия – 11%. А вот 33% считают, что им никогда не удастся тратить столько денег на рестораны, как это было до пандемии, еще 36% опрошенных говорят о том же в связи с расходами на путешествия. По данным аналитиков, путешествия и покупка одежды являются основными статьями экономии при кризисе: по итогам этого года россияне сократят расходы на покупку одежды от 25%, а на поездки – до 70%.

При этом выяснилось, что средний класс существенно снижает затраты на путешествия и товары длительного пользования, а более уязвимые слои с низким доходом вынуждены сокращать свои ежедневные покупки. Кроме того, падение доходов неизбежно приведет к увеличению расходов на обязательные платежи (проценты по кредитам, оплата услуг ЖКХ и налогов): для более чем 15% населения расходы станут критическими.

Сократятся расходы на развлечения, включая походы в кино: о намерении реже посещать культурные мероприятия заявил почти 41% респондентов. В кинотеатральной индустрии заявляют, что готовы снизить цены билетов в первый месяц после снятия ограничений, чтобы вернуть аудиторию, однако расходы на цифровой контент, включая подписки в онлайн кинотеатрах, по итогам года могут показать кратный рост – более чем на 100%.

Вам также может понравиться