В Италии обнаружена древнейшая деревянная статуя Христа

История “Святого Лика Лукки” (Volto Santo de Lucca) давно обросла легендами, что только помогло деревянному распятию стать одним из ключевых артефактов для паломников. Конечно, в соборе Святого Мартина в итальянском городе Лукка стоит копия того самого распятия. Но только сейчас ученые обнаружили, что ей более 1000 лет. И это самое древнее деревянное изваяние Христа во всей Европе.

Фото: turismo.lucca.it

На протяжении веков в живописном тосканском городке на берегу Средиземного моря легионы паломников приходили поклониться одной из самых ценных реликвий христианского мира — деревянному распятию высотой в два с половиной метра, известному как “Вольто Санто де Лукка” (Volto Santo de Lucca). Это величественное произведение религиозного искусства, вырезанное из темного кедрового дерева. Тело Христа изображено в тунике с длинными рукавами, окрашенной в черный цвет. Сам Святой Лик выполнен из темно-коричневого дерева, а борода, волосы и глаза выкрашены в черный цвет.

Согласно одной из легенд, скульптура была вырезана Никодимом, библейским персонажем, который помог Иосифу Аримафейскому снять тело Христа с креста в Евангелии от Иоанна. Никодим выполнил всю работу по резьбе кроме лица. Он боялся, что не сделает его должным образом и оставил недоделанную работу на ночь. А когда проснулся, увидел прекрасно вырезанное лицо – чудесное творение ангела. Распятие Святого Лика было погребено в пещере для сохранности, где оно и оставалось на протяжении веков.

Спустя сотни лет итальянский епископ Гуальфредо обнаружил его во время паломничества в Святую Землю. Чтобы позволить Богу решить, где следует хранить распятие, епископ пустил его по течению на корабле без экипажа в Средиземном море. Он чудесным образом отплыл к Тосканскому побережью, где ангел помог провести реликвию к ее последнему пристанищу в кафедральном соборе Лукки.

19 июня 2020 года наука представила обществу еще одну историю, согласно которой артефакт является самой древней из сохранившихся деревянных фигурок в Европе.

“Последнее исследование открывает новую главу в истории искусств” – говорит Аннамария Джусти, один из самых известных реставраторов искусства Италии и консультант собора Святого Мартина. Выступая на пресс-конференции, он сказала, что реликвия датируется периодом между концом VIII века и серединой IX века. А это поднимает новые вопросы о ее происхождении и иконографии, приведет к новым областям исследований.

“Volto Santo считается одной из истинных икон Христа, сравнимой с Туринской плащаницей (по преданию, именно в нее завернули Иисуса после смерти, а хранится она в соборе Иоанна Крестителя в Турине. – Прим. авт.)” – говорит Стефано Мартинелли, искусствовед и эксперт по иконописи.

Хотя распятие было предметом многих богословских дискуссий, внимание искусствоведов оно привлекло только около столетия назад. Тогда же ученые пришли к выводу, что нынешняя реликвия лишь копия, сделанная в XII веке. А оригинал VIII века безвозвратно утрачен. Однако эта теория была решительно опровергнута новыми радиоуглеродными результатами.

В декабре прошлого года специалисты из Национального института ядерной физики взяли три образца дерева с распятия – по одному с каждой руки и с нижней части мантии Иисуса, а также крошечный образец слоя холста, который позволяет краске лучше крепиться к скульптуре.

Лабораторное исследование датировало древесину концом VII века и серединой IX. “Обычно холст дает более точную датировку. Потому что дерево может быть вырезано за несколько лет до использования. Найденный элемент холста стал отличным решением” – говорит Мариэлена Феди, руководившая научными исследованиями.

Но, по словам преподобного Паоло Джулиетти, архиепископа Лукки, энтузиазм по поводу новой датировки не должен затмевать религиозного значения распятия. “За 12 столетий неисчислимое количество паломников приходило помолиться, прикоснуться, поплакать, порадоваться перед этим образом” – говорит священник.

Неоспорим только один факт – в отличие от бронзы или мрамора, дерево – скоропортящийся материал. Так что 1000-летняя статуя – удивительная находка для всей мировой истории.