Снятие запрета на импорт бензина сбалансирует цены для россиян

Предложение ФАС отменить запрет на импорт бензина вызовет дискуссии, но в итоге рост цен на заправках останется в рамках среднегодового. Такое мнение ФБА “Экономика сегодня” озвучил эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) инициировала обсуждение возможной отмены запрета на импорт топлива в Россию или сокращения сроков его действия. Об этом рассказал глава управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ведомства Армен Ханян. “До 15 июля профильные ведомства могут предложить скорректировать срок запрета. Мы свою позицию сформулировали и хотим начать диалог в этом направлении”, – сказал Ханян.

Запрет на ввоз нефтепродуктов из других стран введен постановлением правительства от 25 мая, вступил в силу со 2 июня и действует до 1 октября. Однако с апреля биржевые цены на бензин АИ-95 выросли более чем на 50% и достигли 57,3 тысячи рублей. По этому факту ФАС проводит проверку, не исключая возможности сговора некоторых игроков рынка. По мнению Ханяна, импортное топливо снизит напряжение на рынке, который явно ощущает дефицит отдельных видов бензина.

“Динамика цен на бирже показывает, что стоимость нефти существенно не выросла, тогда как Аи-95 подорожал довольно ощутимо, – отмечает Гордеев. – Произошло это потому, что с постепенным снятием карантинных мер спрос на него восстанавливается быстрее, чем его готовы удовлетворять перерабатывающие предприятия. Сейчас производство наращивается, но его все еще недостаточно.

В ФАС справедливо рассуждают, что разрешение ввозить бензин из-за границы в определенной мере напряжение снимет – в первую очередь в центральной части России. Однако мы знаем, что экономика и объемы переработки в июле уже должны улучшиться, а импортное горючее создаст проблемы российским производителям. Для потребителей же такое решение станет благом – цены на заправках не будут расти скачкообразно, как мы наблюдаем сейчас”.

Мораторий поддерживает нефтяников 

Запрет на ввоз в Россию топлива из-за рубежа обсуждался уже в начале апреля после резкого падения цен на нефть на фоне пандемии коронавируса. Тогда оптовые и розничные цены в Европе, Китае и Южной Корее стали ниже внутренних цен в России, которые менее зависимы от котировок барреля из-за особенностей налогообложения отечественной нефтеперерабатывающей отрасли. В этой ситуации зарубежные производители топлива получали возможность компенсировать потери в своих странах за счет экспорта в РФ.

Такая ситуация неминуемо сказалась бы на объемах производства отечественной нефтепереработки и ее рентабельности. В ФАС считают, что сама идея запрета была правильной, так как обеспечила энергетическую безопасность страны и поддержала внутренние предприятия. Принималось решение в экстренной ситуации, и никто не мог наверняка сказать, что произойдет в будущем с экономикой. Могло получиться, что после пандемии часть отечественной энергетической промышленности остановилась бы, а ее место уже заняло импортное топливо.

“В данной ситуации нужно помнить об обязательствах нефтяников перед правительством – розничные цены на топливо не должны ежегодно расти больше, чем на уровень инфляции. Какие бы ни были спекуляции на биржах – это оптовые закупки. Если на торгах АИ-95 подорожал на 50%, то в рознице на заправках россияне видели в мае-июне совсем другую картину – рост был куда меньше, по Росстату лишь на 1%. Происходит это из-за того, что продавцы снижают свою маржинальную выручку.

В апреле оптовые цены снижались, и маржинальность на АЗС достигала 30% – с каждого литра проданного бензина треть выручки шла в прибыль. Сейчас она, по разным оценкам, на бензинах упала до 6-8%. С дизтопливом ситуация намного лучше, так как сокращения его производства не было, в стране его много, активно отгружаем на экспорт. Его маржинальность – 9-12%, так что в этой сфере все в порядке, цена держится на уровне прошлого года”, – подчеркивает Гордеев.

Рост цен для россиян завершится летом

Руководство Минэнерго выступило против отмены моратория на импорт, заявив, что не видит для этого причин. “Ведомство продолжает в ежедневном режиме отслеживать ситуацию на топливном рынке и на данный момент не видит повода для регуляторных изменений”, – гласит официальный ответ. Чиновники пояснили: сейчас наблюдается низкий спрос на топливо – на 10-15% ниже показателей июня прошлого года. И сам запрет “не влияет на обеспеченность топливом регионов и предприятий”.

“Предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, а запасы в большинстве регионов превышают нормативный показатель в 10 суток”, – заявили в Минэнерго. В то же время в ведомстве не исключают, что и при нормализации рыночных условий мораторий на импорт может быть отменен досрочно. ФАС полагает, что он может быть снят уже с середины июля.

“Вероятнее всего, в снятии моратория ведомства найдут компромисс. Минэнерго надеется, что без импортного топлива удастся снять проблему с АИ-95 – его производство растет, но для поступления новых объемов на рынок нужно 2-3 недели. При этом снижен экспорт, но маржинальность на АЗС все же упала. Так что запрет на импорт может быть снят не в июле, а в августе.

С другой стороны, это отразится на ценах для россиян. Ожидается, что инфляция в этом году составит порядка 4% – на этот уровень продавцы и могут поднять стоимость горючего. Пока цена бензина выросла лишь на 1%, и все говорит о том, что в погоне за прибылью розничные продавцы в течение лета поднимут цены на оставшиеся 3%. Отыграв возможный рост, с сентября по декабрь роста цен мы не увидим – рынок сбалансируется и станет предсказуемым”, – заключает Андрей Гордеев.


Вам также может понравиться