След похищенной картины Ван Гога нашли в мафиозных кругах

Нидерландский детектив Артур Брэнд сообщил на свой странице в Twitter, что обнаружил след украденной в конце марта картины Ван Гога “Весенний сад. Сад у дома священника в Нюэнене весной”. С самого начала преступление походило на лихо закрученный голливудский сюжет. Картину умыкнули из музейного комплекса Singer Laren в день рождения художника, причем, в наглую. Теперь же выясняется, что она “циркулирует в мафиозных кругах”, а вор передает киношные по стилю послания детективу.

Фото: twitter.com/brand_arthur

Казалось бы, такие отчаянные кражи невозможны в современном мире, ведь сбыть музейную картину почти невозможно. Похищенный экспонат тут же попадает в списки Интерпола, так что продать его даже на третьестепенном аукционе невозможно. Да и вряд ли какой-нибудь уважающий себя антиквар возьмется за сбыт очевидно ворованной вещи. Слишком уж велик риск попасться. А вот, оказывается, нет, случается всякое.

Странно в этой истории и то, что похитили, позарились не на самое известное полотно Ван Гога. К тому же, пейзаж “Весенний сад. Сад у дома священника в Нюэнене весной” (1884) написан в непривычной для мастера, почти классической манере. Это вам не “Подсолнухи” и не “Звездная ночь”. Сразу и не сказать, что Ван Гог. Выбор грабителей странный – будто брали, что плохо лежит. Да и действовали они неосторожно – камера видеонаблюдения зафиксировала двоих мужчин.

Казалось бы, все карты в руки полиции, но (возможно, из-за карантина) дело затягивается. И вот после нескольких месяцев тишины стали появляться странные сообщения о судьбе полотна. Нидерландский детектив Артур Брэнд заявил в своем Twitter: “Доказательство, что картина Ван Гога, недавно украденная в Ларене, жива. Выдающаяся картина циркулирует в мафиозных кругах”. К посту прилагается две фотографии. На первой из них видна картина, слева от которой лежит экземпляр газеты the New York Times от 30 мая, а справа – автобиография на голландском языке известного похитителя произведений искусства Октава Дарема “Meesterdief”. На втором снимке, видимо, задник полотна, где на наклейке от руки подписано название картины и автор.

Упомянутый похититель Октав Дарем прославился громкой кражей картины Ван Гога “Вид на море в Схевенингене”: работа исчезла из Музея Ван Гога в Амстердаме вечером 7 декабря 2002 года. Удивительным в этой истории стало признание преступника: “Некоторые люди рождаются учителями, некоторые – футболистами. Я – прирожденный грабитель”. То есть Дарем украл не ради наживы или из-за страсти к искусству, а ради того, чтобы украсть. Он вместе с напарником проломил кувалдой (!) дыру в крыше музея и взял то, что можно было взять (самые ценные картины, как те же “Подсолнухи” были намертво прикреплены к стене). Поэтому жертвой Дарема и стала малоизвестная и неклассическая для художника картина. То же произошло и в Ларене.

Теория нидерландского детектива, который занимается поисками “Весеннего пейзажа”: перед нами новый Дарем. Украл, чтобы украсть. Во как! Насколько состоятельна эта версия?

– Фото картины с газетой? Послание детективу в виде книги? Просто Голливуд какой-то, – комментирует ситуацию “МК” специалист аукциона ArtSale.info Владимир Богданов. – Ну, ладно. Из публикации можно сделать два вывода. Первый: 30 мая 2020 года картина Ван Гога была в целости и сохранности. Второй: злоумышленник “передает привет” арт-детективу Артуру Брэнду (которого прозвали “Индианой Джонсом” мира искусства) и дает знать, что с интересом следит за его гипотезой о подражателе. Что тут можно сказать? Появление фото – хорошая новость для полиции. Это зацепка. Ведь в нашем мире не так-то просто что-то рассылать и публиковать, не оставив совсем никакого цифрового следа. Можно, но требуется быть семи пядей во лбу или привлекать продвинутых помощников. И это шанс для высокотехнологичного следствия. Как говорил другой сыщик в известном фильме: “Что знают двое, то знает свинья”.

Вам также может понравиться