Парень из нашего города: умер актер Виктор Проскурин

30 июня не стало актера Виктора Проскурина. Об этом сообщила в соцсетях его жена Ирина Хонда. Ему было 68 лет. Народный артист России Виктор Проскурин, несмотря на то, что продолжал сниматься в кино, по большому счету, был забыт. Как он жил в последние годы? Чем занимался? Почему из востребованного артиста превратился словно бы невидимку? Мы часто задаемся такими вопросами, когда человек уходит. В кино он сыграл больше 130 ролей, не всегда это были главные герои, но Проскурину и мгновения на экране хватало, чтобы создать запоминающийся образ.

фото: Владимир Чистяков

Виктор Проскурин родился 8 февраля 1952 года в Казахстане в Атбасаре Акмолинской области, где оказались в тот момент его родители. Но вырос он в Москве. Занимался в драмкружке Дома пионеров и в подростковом возрасте попал в кино, снявшись в “Орлятах Чапая” Юрия Победоносцева. С 1968 года и началась его карьера в кино.

Но в театральный вуз он поступил вовсе не с первой попытки. То рост не тот, то разрез глаз, то слишком простое, никакое лицо, вообще, ничего особенного. Пройдя круг театральных школ, поступил в Театральное училище им. Щукина. А в 1973 году сразу же был зачислен в труппу Театра на Таганке к Юрию Любимову. Но ролей ему сразу не дали, а ждать не захотел, потому через пару месяцев покинул театр. А Марк Захаров сразу же дал ему роль Палача в “Тиле”. В Ленкоме Виктор Проскурин проработал 16 лет, стал ведущим актером, сыграл Сальникова в спектакле “В списках не значился” по повести Бориса Васильева, участвовал в знаменитых ленкомовских спектаклях, таких как “Диктатура совести”, сыграл главную роль в “Парне из нашего города”, оставшегося, по счастью, в виде телеспектакля. Но в 1988 году перешел в Ермоловский театр к Владимиру Фокину. Сыграл там в спектакле “Прощай, Иуда!” человека, всю жизнь противостоявшего собственному имени Иуда, “Приглашении на казнь” по Набокову. И тоже ушел.

Проскурин – находка для кино: сдержанный, скупой на внешние проявления, предельно сконцентрированный внутри. Взгляд пронзительный, из-под бровей. Он был бескомпромиссным человеком, отчасти эксцентричным. С ним было в этом смысле не так просто. Чаще играл не главные роли. Но вспомним “Поворот” Вадима Абдрашитова, где у него всего мгновение. Герой Проскурина становится очевидцем дорожного происшествия, которому потом придется давать показания. Но как это сделано!

После детского дебюта в “Орлятах Чапая” Виктор Проскурин снялся в “Белорусском вокзале” Андрея Смирнова, сыграв небольшую роль Петьки, который едва не погиб. Актеру тогда было 19 лет. А 1973-ем вышла “Большая перемена” Алексея Коренева, где он сыграл безалаберного ученика вечерней школы Ляпишева, предпочитавшего учебе поход на танцплощадку, и его узнала вся страна. Карьера в кино была великолепной, хотя своего режиссера, он, возможно, и не встретил. Он сыграл у Виталия Мельникова в “Выйти замуж за капитана” главную роль – капитана-пограничника Блинова, приехавшего в отпуск домой и встретившего героиню Веры Глаголевой. У Мельникова Проскурин – воплощение порядочности и честности. Положительных героев в его фильмографии не так уж и много, гораздо чаще использовали его отрицательное обаяние. Но вот еще один положительный персонаж в сонме отрицательных героев – военком Новиков в “Военно-полевом романе” Петра Тодоровского. На Проскурина часто надевали военную форму, и не только военную. Мундир задавал характер, но и Проскурин задавал его мундиру. Каждая роль переживалась всем нутром. Проходных работ не было.

Проскурин сыграл в “Пиковой даме” Игоря Масленникова Германна, и у него же в “Сокровищах Агры” из телесериала “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, Вожеватова в “Жестоком романсе” Эльдара Рязанова, всего эпизод в “Чужих письмах” Ильи Авербаха, но какой. У своей жены – режиссера Светланы Проскуриной – он сыграл, может быть, самые точные и максимально выражавшие актерскую суть работы, начиная с “Родительского дня”, где вся жизнь его героя проходит перед глазами за короткое экранное время. А потом был общий фильм “Детская площадка”, где у него одна из лучших ролей. В “Льве Толстом” Сергея Герасимова Виктор Проскурин сыграл Андрея Львовича Толстого, а “Повести непогашенной луны” Евгения Цымбала – Сталина. Мог практически все. Но как это бывает даже с большими артистами, не сделал и половины того, на что был способен.

Вам также может понравиться