Гребенщиков о лихом времени: «Мы не скот и нам не нужен господин»

Новый альбом Бориса Гребенщикова выходит как раз перед началом голосования по поправкам в Конституцию и песни лидера “Аквариума” волей неволей снова рассматриваются как саундтреки лихих времен. Тем не менее, оптимизма в альбоме “Знак огня” больше, чем можно было предположить.

Кадр видео Instagram bgrebenshikov.

Борис Борисович явно в ударе. Как автор он поймал кураж и передает эмоции внятно, точно и в полном соответствии с харизмой мудреца. Если смеется, то от всей души, если грустит, то наполняет печалью и слова и интонации, и даже в гневе БГ по своему неотразим.

“Знак огня” во многом был интригой, потому что записывался как финал трилогии. “Соль”, вышедший в 2014 году — один из самых мрачных альбомов Гребенщикова. “Время N”, релиз которого состоялся четыре года спустя, стал еще более беспощадным по отношению к “времени разгула бесов” — так сам автор высказался о том, что по его мнению происходит в начале XXI века. С учету настроения этих релизов, вероятно следовало ожидать еще больше гнева, потому как в местной новостной повестке маразм крепчает, а разгул бесов становится чуть ли не нормой жизни. Но Борис Борисович словно достал из своего тайника яркие краски и подарил многим песням цвет надежды.

Подобрать для новой пластинки рок-гуру какое-то общее определение, скорее всего, не получится. “Знак огня” — словно пестрое лоскутное одеяло, в котором нет смысла искать главный фрагмент, потому что все они важны. Одиннадцать песен были написаны в разное время в течении последних семи лет, при записи нового материала (вдохновение становилось музыкой в разных частях планеты: от Петербурга до Калифорнии, от Кубы до Лондона) Гребенщиков работал и с виртуозными британскими рокерами и с ямайскими экспертами по регги и с кубинскими музыкантами. К этому нужно добавить удивительный энтузиазм, с которым БГ, как поэт, нагоняет мрак, строит прекрасные замки и даже готов заняться сатирой.

Кстати, в сатире… В последнее время Борис Борисович прекрасно зарекомендовал себя автором куплетов на злобу дня. Эго “Вечерний М”, где музыкант с удивительной точностью зафиксировал образ нелепого комиксного злодея из прайм-тайм федерального канала, стал супер-хитом в Интернете и набрал чуть ли не четыре миллиона просмотров, что для песни, требующей погружения в слова, скандально много. В альбоме этого трека нет, но в “Вон Вавилон” Гребенщиков снова смеется, правда не привлекая внимания к известным персонажам.

“У нас материнская плата, Церемониальная дата. Чтобы уберечься от НАТО, Положите каждому в постель солдата”, — не без ехидства вещает БГ под “булькающую” электронику и звучит это совсем неплохо.

В “Раста Баста” уже не до шуток. Самый суровый номер альбома, в котором яростная декламация образует мощный альянс с музыкой местами напоминающей индастриал. В процессе записи у музыкантов было много самых разных аранжировок, но в итоге остановились на то, что может стать боевиком и на альбоме и в живом исполнении.

Полная противоположность гитарному грохота — медитативная “Мой ясный свет”. Здесь если и не оптимизм, но надежда на лучшее, которая может стать спасением во время самой жестокой войны. Песня выдержана в духе того “Аквариума”, который наиболее стойкие поклонники открыли для себя еще в конце 80-х. Но никакого ретро здесь нет, несмотря на то, что звучит оркестр.

“Не судьба” возможно является одной из главных песен на альбоме. В двух куплетах и припеве в БГ настоящая бездна горечи и безысходности. А гитара американца Омара Торреса звучит так, будто музыканту понятно каждое русское слово этой песни. Очень узнаваемый “Аквариум”, но это именно тот “Аквариум”, узнавать который всегда приятно.

“Изумрудная песня” — еще один полюс альбома, на этот раз южный. В записи принимали участие ямайские легенды регги Слай Данбар и Робби Шекспир и трек предсказуемо наполнился солнцем и пацифизмом.

“Я отказываюсь быть камнем в вашей стене

Отказываюсь быть трупом в вашей войне

Отказываюсь маршировать в вашем строю

Идите дальше, а я еще спою!”

За несколько дней до релиза “Знака огня” вышел новый альбом Боба Дилана “Rough and Rowdy Ways”. И если кому-то захочется сделать сравнение в духе “наш-то поживее будет”, то неожиданно подвернулся подходящий повод для музыкального патриотизма.


Вам также может понравиться