Архитектура: В Италии возобновили традицию использования «винных окошек», которые были в ходу во время чумы

Новая напасть, поразившая мир, заставляет рестораторов идти на разные ухищрения, чтобы поддержать свой бизнес на плаву. Так, например, в Тоскане (Италия) на фоне карантина вспомнили давнюю традицию подачи вина и продуктов через специальные люки, именуемые «buchette del vino» («винные окошки»). Оригинальная традиция возникла еще в Средневековье, а вот во время бубонной чумы, бушевавшей в стране в XVII в., стала спасительной соломинкой для предприимчивых виноделов и не только.

Давно позабытые «buchette del vino» («винные окошки») снова можно увидеть открытыми во Флоренции. В связи с пандемией COVID–19 предприимчивые рестораторы и владельцы баров, кафе и магазинов вспомнили о средневековых архитектурных ухищрениях своих предшественников, которые всеми силами пытались сохранить свой бизнес. Современные реалии мало чем отличаются от давних трагических событий, поэтому они и вдохновились подобными решениями, поддерживая дух старинного города в такой необычный способ.

По сведениям редакции Novate.ru, ныне живущие горожане (даже старожилы) не помнят об этой традиции, поэтому мало кто обращал внимание на небольшой архитектурный элемент, расположенный на нижней части ворот и фасадов старинных зданий. Но это было до карантина, теперь не только местные жители, но и гости знают об их предназначении, причем ассортимент предоставляемых услуг через подобные люки значительно расширился.

Немного истории: Изначально «buchette del vino» появились в Тоскане и были сделаны для того, чтобы продавать остатки вина рабочим, возвращающимся со смены домой. Эти небольшие проемы в виде крошечного окна, закрывающиеся изнутри, располагались на воротах или фасаде здания, который выходил на тротуар.

«Люди могли постучать в маленькие деревянные ставни и наполнить свои бутылки прямо от семей Антинори, Фрескобальди и Рикасоли, которые до сих пор производят некоторые из самых известных марок итальянских вин», – рассказывает Президент Ассоциации винных окошек Маттео Фалья. Со временем подобные окошки распространились по ближайшим регионам Италии, а во время бубонной чумы 1630 г. стали спасительной соломинкой, позволяющей сохранить свой бизнес для владельцев виноделен и не только. Учитывая расположение и габариты отверстия в стене/воротах, полностью исключался контакт с покупателем, который даже монетки при расчете не отдавал в руки, а мог положить в специальную тарелочку, наполненную уксусом.

После того, когда опасность заражения миновала, люки перестали быть актуальны и о них благополучно забыли, а вспомнили лишь в начале прошлого столетия. С их помощью власти Тосканы, Сиены и Пизы (где больше всего подобных «точек» продажи вина) пытались возобновить традиции и привлечь особое внимание к этому нетривиальному явлению. Но это мероприятие не увенчалось успехом, ведь «buchette del vino» находились в средневековых зданиях, а это значит, что многие объекты постепенно приходили в упадок и были разрушены если не временем, то сильнейшим наводнением, произошедшим в 1966 г. Частичное затопление исторических зданий, привели в негодность те помещения, в которых как раз и находились эти окна, поэтому на целых полвека об уникальных архитектурных элементах забыли.

И лишь 2016 году после создания культурной Ассоциации винных окон (Associazione Buchette del Vino) снова началось их восстановление и занесение в интерактивную карту «buchette del vino». На данный момент их зафиксировано около 150. «Мы хотим установить мемориальные доски у всех винных витрин. Люди станут уважительнее к ним относиться, если будут понимать, что перед ними часть нашей истории», – сообщил президент Ассоциации.

На фоне пандемии «винные окошки» снова в центре внимания, ведь таким способом можно обеспечить жителей и гостей города не только вином, но и прохладительными напитками, кофе, мороженным и даже едой. Так что средневековые традиции неожиданным образом стали неотъемлемой частью современной Тосканы и скорее всего подобный опыт будут перенимать рестораторы, владельцы кофеен и небольших торговых точек из других регионов и даже стран.

Пока рестораторы ищут место, чтобы сделать подобные окошки в фасадах современных зданий, владельцы отелей уже нашли новый способ организовать максимально изолированный отдых горожан. Так, например, французы открыли плавучий отель с фантастическими номерами-яхтами «Anthenea», больше похожими на «тарелки» инопланетян.

Вам также может понравиться