Архитектура: Исчез драматизм и формы: волгоградцы требуют вернуть прежнюю подсветку монументу «Родина-мать зовет!»

Отгремели фанфары, посвященные церемонии открытия монумента «Родина-мать зовет!», и после этих праздничных событий волгоградцы… не смогли узнать свою святыню. Как оказалось, во время реставрации были проведены не только восстановительные работы, но и изменена подсветка всех памятных объектов на Мамаевом кургане. И самое неприятное, что эти новшества напрочь лишили монумент величия и особенного драматизма. Возмущенные таким «преображением» волгоградские активисты направили петицию с просьбой вернуть прежнее освещение.

После трех лет колоссальных реставрационных работ 24 июня 2020 года состоялось торжественное открытие композиционного центра памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. К дню парада Победы была приурочена и праздничная церемония, и грандиозный концерт, на который съехались ведущие артисты страны. Естественно, в зоне возле монумента и прилегающей территории были возведены тематические декорации и соответствующая подсветка, которая оставалась еще некоторое время после всех праздничных событий.

Как только лишний антураж был убран, в первый же вечер волгоградцы, которые обратили свой взор на грандиозный монумент, совсем …не узнали знакомых очертаний «Родины-матери». Горожане в один голос утверждают, что не только исчез тот самый драматизм, от которого слезы наворачиваются на глаза и бегут мурашки по телу, но и сам памятник кажется «присыпанным цементной пылью, потерявшим выразительность и особую торжественность, при этом стал совсем плоским».

Обычным возмущением народа такое положение не обошлось, активист Николай Рогожников создал петицию, которую разместил не только в Сети интернет для сбора подписей, но и отправил в Комитет Охраны объектов культурного наследия Волгоградской области. В ней отражена просьба большинства горожан, которые настаивают на возвращении прежнего освещения, просуществовавшее с 1967 г. до реставрации 2017 г.

В обращении говорится: «…Ранее существующая подсветка хорошо передавала пластику скульптуры. Новая же установлена в других местах, имеет другой угол освещения и иную интенсивность, что делает скульптуру невыразительной, плоской».

В петиции указаны все промахи специалистов, которые не только напортачили с главным монументом ансамбля, но и «убрали подсветку скульптуры солдата, музыкальное сопровождение, упростили освещение «стены-руины» и скульптуры «Стоявшие насмерть», из-за чего полностью пропал рельеф». К сожалению, исчезновением фактуры и объема не обошлось, как оказалось, часть подсветки центральной аллеи и вовсе убрали, а вот ступени у «стен-руин» освещены непродуманно. Направленный свет сильных прожекторов просто слепит людей, спускающихся по ступеням, что становится совсем небезопасным мероприятием, особенно если будут идти пожилые горожане или гости Волгограда.

Интересный факт: Масштабная реставрация монумента «Родина-мать зовет!» началась в 2017 году и должна была завершиться к 75-летию Победы. Но с учетом переноса Парада Победы на 24 июня 2020 открытие состоялось именно в этот день. На реконструкцию всей территории музея-заповедника «Сталинградская битва» правительством страны было выделено 2 млрд рублей. Из них на реставрацию монумента «Родины-матери» и прилегающей территории потрачено почти 668 млн руб.

По сведениям редакции Novate.ru, сложившуюся ситуацию с освещением взялся прокомментировать и объяснить директор музея-заповедника «Сталинградская битва» – Алексей Дементьев. Он ссылается на то, что реконструкция не коснулась системы освещения всего комплекса и все еще требует полного технического переоснащения, о чем он сообщал Министерству культуры РФ. Хотя по тем объектам, которые указаны в петиции, прошло уже обновление всех точек и осветительных приборов, с тщательным расчетом интенсивности и направленности лучей света.

Менять только созданный проект пока не собираются, аргументируя это тем, что специалисты пытались усилить эффект и подсветить те зоны, которые ранее не были охвачены прожекторами. Теперь верхнюю часть монумента подсвечивают с башен, но основной поток света идет с земли. По словам Алексея Дементьева, такие изменения пошли только на пользу: «Сейчас «Родину-мать» стало лучше видно и с моста через Волгу, и с других смотровых площадок в центре Волгограда. Но вблизи она, действительно, потеряла визуальный объем. Ставку сделали на то, что ночью на мемориале посетителей мало».

Важно: Об остальных замечаниях директор мемориального музея-заповедника упомянул, что некоторые объекты еще все так же реставрируются и ждут обновления фонарей и прожекторов. С лестницей решается вопрос уже сейчас: инженеры-электрики пересматривают проект и постараются устранить промахи в ближайшее время. А вот каким станет комплекс после полной реконструкции всех его объектов, даже он не знает, ведь окончательный проект пока еще не утвержден.

Легендарные памятники также, как и страны, где они создаются, имеют свою историю и не всегда легкую судьбу. Ярким тому доказательством стала история создания самой знаменитой пары Страны Советов – грандиозного монумента «Рабочий и колхозница».

Вам также может понравиться