Архитектура: Два года спустя: как возвращают к жизни Собора Парижской Богоматери

Символ Парижа и всей Франции – Собор Парижской Богоматери, значительно пострадавший в результате пожара с 15 на 16 апреля 2019 г., начали возвращать к жизни. Из-за пандемии процесс был приостановлен, но уже сейчас видны первые результаты кропотливой работы международной команды строителей и реставраторов. Несмотря на жаркие споры о формах и методах реставрационных работ, власти, историки, архитекторы и художники наконец-то пришли к согласию и надеются, что уникальный памятник готической архитектуры вскоре порадует всех обновленным видом.
1. Трагические события

blank

Вечером 15 апреля 2019 г. на чердаке Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) началось возгорание. Языки огня очень быстро распространились на шпиль и крышу, после чего они рухнули. За 12 часов непрерывной работы сотни пожарных смогли остановить пламя, но при этом пришлось щедро заливать святыню водой. Как утверждают специалисты, многие элементы конструкции и предметы пострадали больше от воды и дыма, нежели от огня, но по-другому разбушевавшийся огонь остановить было нельзя, учитывая сколько тонн старого дерева находилось на сводах собора.

blank

Также пострадал и близлежащий квартал, который покрылся не только копотью, но и каплями расплавленного свинца. Этим металлом был облицован шпиль, придуманный Виолле-ле-Дюком в XIX веке. Именно использование свинца и вызывало горячие споры специалистов разных уровней при восстановлении прежнего облика собора, также из-за него пришлось задержать очистительные и ремонтные работы, ведь концентрация тяжелого металла на месте пожара превышала все допустимые нормы безопасности.

2. Неутешительные последствия пожара

blank

blank

Во время пожара больше всего пострадал шпиль, а это 500 тонн древесины дуба и 250 тонн свинца, что повлекло за собой обрушение как его конструкции, так и 2/3 крыши Собора Парижской Богоматери. Обломки, оказавшиеся внутри здания, повредили некоторые ценные предметы, а также элементы интерьера, не говоря уже о сотнях тысяч тонн воды, обрушившихся на святыню во время тушения пожара. Многие старинные реликвии удалось спасти, но они значительно пострадали от копоти и воды, как и главный орган, который все же еще можно восстановить. Все предметы, представляющую особую историческую ценность были извлечены из собора и отправлены в Лувр для очистки, реставрации и хранения, некоторые из них теперь находятся в других церквях.

blank

blank

Положение усугубили строительные леса, установленные до пожара. Сильный огонь способствовал деформации металла и распутать сплавленные элементы конструкции стало непростой задачей. На их демонтаж понадобилось несколько месяцев, ведь пришлось очень аккуратно убирать все поврежденные детали, чтобы не спровоцировать новые обрушения. Задержку восстановительных работ вызвали также бурные обсуждения нового проекта и нагрянувшая пандемия.

3. Горячие споры и подготовка к реставрации

blank

Пока ученые-историки, искусствоведы и архитекторы вели споры о том, в каком виде окажется Notre-Dame de Paris после восстановления, строители расчищали обломки, убирали мусор и по мере возможности укрепляли все, что могли, чтобы избежать новых разрушений. На данный момент они смогли подпереть верхний ярус аркбутанов (каменная наружная полуарка), создав временные арки. Также укреплены мощными деревянными подпорными конструкциями несущая система контрфорсов (опоры, возводимые на углу сооружения), оконные и дверные проемы. От непогоды внутреннее пространство спасает временный парус-тент, установленный вместо рухнувшей крыши, также закрыты оконные проемы.

blank

Особое внимание хотелось бы уделить тому, как решался вопрос о восстановлении здания. Сторонники возврата прежних форм Собору Парижской Богоматери (представители церкви, государственные деятели, историки и большинство именитых архитекторов) очень долго не могли определиться воссоздавать храм в том виде, который он был воздвигнут в XII в. или остановиться на облике, созданном во время грандиозной реставрации, проведенной под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка в XIX в. Поскольку авторская реставрация архитектора, проведенная в 1841-1864 гг., является таким же памятником архитектуры, как и произведение зодчих Средневековья, все же решили остановиться на более свежем варианте.

blank

Сторонники такого решения яростно отстаивали свою точку зрения перед теми, кто решил привнести различные изменения и придать более современный вид святыне (зеркала, воздушный, витражный, хрустальный шпиль, стеклянная крыша и т. д.). По сведениям редакции Novate.ru, лишь 25 марта 2021 г. Национальная комиссия по архитектуре и наследию Франции официально утвердила принцип «разумной реконструкции», основывающуюся на восстановлении исторического облика, который был до пожара.

4. Что уже сделано

blank

В день пожара, пока спасатели самоотверженно боролись с огнем, президент Франции Эммануэль Макрон пообещал, что Notre-Dame de Paris будет восстановлен к 2024 году. Открытие решили приурочить к проведению Олимпийских игр в Париже. Генерал Жан-Луи Жоржелен (руководитель работ) выразил надежду, что 15 апреля 2024 г. в Соборе Парижской Богоматери все-таки пройдет первая служба. «Мы идем по графику, чтобы провести первую службу в соборе в 2024 году, — заявил генерал. — Хотя в полной мере реконструкция еще не будет завершена». Естественно, работы над восстановлением Нотр-Дама продолжатся, что совсем не противоречит сложившейся традиции усовершенствования и изменения облика храмов на протяжении всего периода их существования.

blank

К этому времени подходит к завершению технологический процесс заготовки и сушки древесины, которая понадобится на воссоздание нервюрного свода, нефов и стропил, поскольку решено было не применять современные материалы, а создавать все как было – из дерева.

Интересный факт: На данный момент срублено более 200 столетних дубов, необходимых для реконструкции. Причем деревья выбирали по всем регионам страны, чтобы показать национальное единство и сплоченность перед нагрянувшей бедой. Хотя не все жители Франции приветствуют такое безжалостное истребление многовековых деревьев, ведь по предварительным данным, всего понадобиться более тысячи дубов.

blank

Перед архитекторами и плотниками поставлена архисложная задача — создание нервюрного свода идентичным тому, который был выложен средневековыми мастерами в XIII в. При этом предполагается, что современные плотники в восстановительных работах будут использовать лишь те инструменты, которыми пользовались их предшественники – топорами и долотом. После создания свода наступит черед установки новых стропил и крыши, которую все-таки покроют тонкими листами свинца, хотя этот материал и вызывает больше всего опасений.

blank

Несмотря на то, что весь процесс реконструкции нацелен на воссоздание прежнего облика многолетнего символа страны, все же он не будет идентичен тому, что был до пожара. Филипп Вильнев – главный архитектор Парижа, ответственный за реконструкцию, сообщил, что некоторые детали и рисунки на витражах будут несколько отличаться от оригинала, но останутся близки к утраченным шедеврам. Само собой разумеется, что будут внедрены современные системы вентиляции, освещения и безопасности всех уровней, чтобы избежать повторения пожара.

5. Во сколько выльется реставрация

blank

В тот момент, когда общественность узнала о пожаре, и спасатели самоотверженно боролись с огнем, в стране был объявлен сбор средств на восстановление святыни. Была собрана огромная сумма – более 833 млн евро, но этих денег не хватит на полный цикл восстановительных работ. Но активисты не отчаиваются и на 7 мая 2021 г. Фонд Собора планирует проведение благотворительного аукциона, где будет представлено 200 лотов – ценные картины, ювелирные изделия, произведения прикладного искусства и многое другое.

blank

blank

Также появились хорошие новости, подтверждающие, что власти Германии решили помочь в реставрации витражей, предоставляя финансовую поддержку и отправляя в Париж лучших специалистов в этом деле.

Примечательно: Российские мастера-часовщики завода «Ракета» были приглашены для разработки проекта воссоздания утраченного в пламени огня часового механизма фирмы Collin, выпущенного в 1867 г. «Сейчас большая работа ведется именно по изучению, проектированию, технологии производства. Это будут новые часы», – сообщают разработчики проекта.

Хотелось бы надеяться, что попытки вернуть французскому народу его святыню действительно вдохнут достойную жизнь памятнику готического искусства, а не превратят в посмешище, как это сделали нерадивые и бездарные реставраторы, пытающиеся «спасти» культурное наследие человечества.

Вам также может понравиться